Осведомленность Схемы

Финансовые пирамиды: крах неизбежен!

Финансовые пирамиды: крах неизбежен!
В этой статье мы разберем одно из самых массовых проявлений мошенничества — финансовые пирамиды. Сегодня вы узнаете:

  • Что такое финансовая пирамида;
  • Аспекты финансовых пирамид;
  • Признаки финансовой пирамид;

Что такое финансовая пирамида?

Финансовая пирамида — это когда участники структуры получают доход за счёт постоянного привлечения средств новых участников.
Цель финансовой пирамиды — собрать максимальное количество денег и вовремя исчезнуть. Больше всего выгоду получает основатели пирамиды, так как за концом цепочки стоят они. Сейчас финансовые пирамиды часто маскируют под стартапы, электронную коммерцию или проект с большой доходностью. Под идеей проекта маскируют что угодно: от лечебных растений до криптовалюты. Главное — войти в доверие к потенциальным участникам.

Аспекты финансовых пирамид:

Есть 4 основных аспекта любой пирамиды: денежные взносы, маркетинг, время жизни и схема работы.
Взнос – это то, сколько денег нужно, чтобы стать частью проекта
Маркетинг пирамиды – это различные методы рекламного продвижения «активной деятельности» проекта для максимального завлечения клиентов.
Время жизни – это период максимальной активности проекта. После определенного момента, когда становится ясно, что достигнута предельная точка роста и дальше развиваться будет сложно, пирамиды лопаются как мыльные пузыри оставляя своих вкладчиков без средств. Это может происходить по разным причинам, но есть самая распространенная: большой поток инвестиций в проект единовременно. В этом случае, если не поддерживать темпы роста — ликвидность проекта не позволит отвечать по обязательствам перед вкладчиками.
Схемы работы:
Все финансовые пирамиды можно разделить на 2 типа:
— многоуровневые пирамиды;
— схемы Понзи.
Многоуровневые пирамиды:
Многоуровневые финансовые пирамиды основаны на том, что каждый новый участник делает входной взнос. Этот взнос сразу же делится между участником, пригласившим новичка и другими более ранними участниками пирамиды.
Пример: после вступительного взноса в 5000тг. участник А должен пригласить от 3х человек, вступительные взносы которых уходят в пользу участника А и более ранних участников. Так продолжается из уровня в уровень. Если взнос составляет 5000тг, а за каждого новичка участник А получает 2500тг., то всего за 12 привлеченных новичков, всего 3 из которых привлек участник А, он получает 30 000тг. (2500*3 +2500*9= 30 000тг.). Таким образом доходность схемы составляет до 500%. Однако, в реальности эта схема быстро истощает себя и пирамида уходит с рынка, забрав при этом деньги вкладчиков

Схема Понзи:
Суть этой схемы в том, что ее организатор приглашает участников вложить деньги и при этом обещает очень высокий и часто «гарантированный» доход по прошествии небольшого срока.
При этом не нужно привлекать новых участников — нужно просто ждать. Первым участникам организатор выплачивает высокие проценты дохода из своих личных средств, после чего обычно слухи о «работающей» схеме с отличной доходностью распространяются, и новые вкладчики сами идут к организатору.
Дальше организатор просто расплачивается со старыми вкладчиками денежными средствами, которые поступают от новых — схема работает. Понятно, что по мере того как первые участники действительно получают обещанные доходы, количество желающих растет, а кроме того и старые участники начинают вкладывать повторно — реинвестировать. Поджидая нужный момент или определенной точки, организаторы исчезают.
Первые признаки краха финансовой пирамиды заключаются в том, что появляются новые акции на тарифы или портфели, «раньше можно было окупиться за 3-месяца, сейчас за 1 месяц». Предел финансовой пирамиды настигает тогда когда развивать цепочку уже сложно, ну или когда в дело только вмешиваются правоохранительные органы.

Финансовая пирамида изнутри:

Основатели финансовой пирамиды работают командой, есть несколько структур которые отвечают за развитие цепочки пирамиды:
Архитекторы системы — фигурируют на сайтах и мероприятиях. Это лица, которые строят такие проекты, просчитывают математические модели и срок жизни, принимают важнейшие решения по развитию компании — тарифы, сроки, прием платежей, направления развития. Это люди, которые по сути обеспечивают максимальный срок жизни и знают когда нужно уйти

Представители — группа людей, которые выполняют функции кураторов. Они передают решения архитекторов системы к участникам, играют свою роль на массовых мероприятиях, встречах, на телевидении.

Маркетологи — люди, обеспечивающие имитацию деятельности. Например, рекламируют компанию, создают офисы или торги на бирже. Они собирают материалы для завлечение клиентов.

Полиция бренда — люди, отвечающие за репутацию. Их задача в том, чтобы в сети было меньше негатива — любыми методами. Подкупить, пригрозить, подать жалобу, заявление в суд, все ради доверию участников

Аниматоры — массовка, хорошо одетые люди присутствующие в разных собраниях,конференциях или вебинарах финансовой пирамиды, которые внушают новым участникам мысли о быстром заработке.

Признаки финансовых пирамид:

Отличительная особенность работы финансовых пирамид — это сильное психологическое и эмоциональное давление на сознание клиента. Навязчивая реклама, усиленное стимулирование привлечения новых клиентов и прочие психологические приемы. Главная цель — не только удержание старых вкладчиков, но и активное привлечение новых участников. Например, формирование команд, создание системы накопительных бонусов и т.п

  • Представители часто употребляют сложную финансовую терминологию чтобы «загрузить» клиента –опционы, трейдинг на форексе, CFD, маржа, криптотрейдинг, венчур, токенизация, геометрия рисков портфеля, нейтральная экспозиция к бенчмарку и другие термины;
  • Средства инвесторов предлагается перечислять в зарубежные банки;
  • Используется бесконечная и непрерывная мотивация: с презентациями, семинарами, розыгрышами призов;
  •  Вкладчиков склоняют к повторному инвестированию полученной прибыли, которую на начальных этапах стараются выплачивать;
  • Сайт компании сделан очень красиво, имеет функцию «личный кабинет инвестора», где наглядно рисуется как график доходности инвестиций, так и списки приведенных подписчиков, от которых инвестор получает % бонусов, ну или у компании вовсе нет сайта
  • На сайте компании в качестве компаний-партнеров часто приводятся официальные лейблы бирж, международных брокеров, саморегулируемых организаций, рейтинговых агентств
  • Современные финансовые пирамиды имеют приложения для смартфонов, приводя этот факт как доказательство своей легальной деятельности.

Финансовые пирамиды возглавляют люди со знанием психологии и технологий манипуляций. Они знают, как склонить потенциальную жертву инвестировать деньги, а затем и продолжать это делать как можно дольше.
Часто сами вкладчики, пришедшие первыми и получившие свои проценты, становятся амбассадорами пирамиды, приводя в качестве довода реальности бизнеса факт получения ими прибыли. Это самая опасная ситуация, поскольку такие люди становятся соучастниками организаторов финансовой пирамиды, т.к. они получают проценты бонусов от денег вовлеченных ими новичков.
Следует отметить, что организаторы финансовых пирамид маскируются под законные схемы сетевого маркетинга или электронной коммерции, которые не являются мошенничеством, так как оказывают определенные услуги по распространению товаров. Однако, стоимость продаваемых товаров гораздо меньше, чем вступительные взносы новых участников. Т.е. эти товары всего лишь формальность и маскировка под легальную деятельность финансовой пирамиды. Помните, что создание финансовой пирамиды является нелегальным и нарушает законы РК.

Предупрежден — значит вооружен!

Author

Bakhyt Ruslanov